Термином дзюцу (яп. 術, досл. «техника», «приём») в манге и аниме «Наруто» обозначают каждое из специфических мистических действий ниндзя, которое не в состоянии повторить либо имитировать обычный человек.

Концепция дзюцу была разработана Масаси Кисимото чтобы объяснить сверхчеловеческие способности созданных им персонажей. В своём произведении автор попытался развеять установленные другими мангаками каноны по отношению к ниндзя, представляя их в весьма оригинальном свете. По задумке Кисимото любые дзюцу основываются на управлении чакрой, самый распространённый способ манипулирования которой — это положение рук и складывание их в специальные знаки. Использование ручных знаков заменило стандартные волшебные формулы и другие формы чародейства и колдовства, найденные им в других источниках.

Несмотря на наличие понятия чакры в индийской мифологии, буддизме и других религиозных системах, Кисимото в одном из интервью утверждал, что ни один из этих источников не повлиял на применение этого термина в манге. Чакру мира Наруто он сравнил с Силой в «Звёздных войнах» и маной в ролевых играх.

По сообщениям IGN, популярного мультимедиа веб-сайта, одним из самых интересных моментов в «Наруто» являются удивительные и разнообразные техники, которые используют персонажи. На сегодняшний день в произведении были показаны несколько сотен различных дзюцу.

Понятие чакры.

Энергия тела (яп. 身体エネルギー синтай энергии) — энергия, произведённая клетками живых организмов благодаря тренировкам и жизненному опыту. Объединяя её с духовной энергией (яп. 精神エネルギー сэйсин энэрги:?) (силой воли), можно сформировать т. н. чакру (яп. チャクラ), основу даже самой элементарной техники.

Образовавшаяся чакра распределяется по особой системе циркуляции (аналогичной сердечно-сосудистой системе человека), объединившей в себе 361 точку её особой концентрации — т. н. тэнкэцу (яп. 点穴). Манипуляция чакрой путём сложения ручных знаков является главным атрибутом для создания дзюцу.

В зависимости от соотношения смешанной физической и духовной энергий, могут быть сформированы разновидности чакры. Пять основных её типов названы в честь природных стихий — Огонь, Ветер, Молния, Земля, Вода. Они взаимозависимы — каждый элемент превосходит по силе последующий, но слаб против предыдущего (к примеру, Огонь неэффективен против Воды, но подчиняет своей воли Ветер).

Ознакомление с дзютсу

Все дзюцу подразделяются на три основных типа:

    * Гэндзюцу
    * Ниндзюцу
    * Тайдзюцу

Также выделяют киндзюцу (запрещённые техники), хидзюцу (техники, знания о которых передаётся ограниченному числу ниндзя), кэккэй гэнкай (врождённые способности).

Без надлежащего контроля ниндзя за свой чакрой его дзюцу становится неэффективным, в других случаях её чрезмерно использование приводит к истощению, из-за чего синоби не может провести долгий бой. Для лёгкого управления чакрой используются специальные ручные печати. В зависимости от сложности выполнения самого дзюцу, они подразделяются на несколько рангов:

    * E-ранг — уровень студентов Академии ниндзя . Такие дзюцу являются элементарными и фундаментальными для любого ниндзя.
    * D-ранг — уровень гэнинов. Более продвинутые дзюцу по сравнению с E-рангом.
    * C-ранг — уровень тюнинов. Изучение таких дзюцу достигается путём усиленных тренировок.
    * B-ранг — уровень дзёнинов. Требуют высокого умения распределения своей чакры.
    * A-ранг — уровень дзёнинов и Кагэ. Зачастую такие дзюцу могут быть запрещены из-за своей силы.
    * S-ранг — наивысший уровень сложности дзюцу, которыми способны владеть единицы ниндзя.

Типы дзютсу.

Гэндзюцу (яп. 幻術 досл. «Техники иллюзий»?) — особые методы наложения иллюзий на другого человека. В отличие от атаки тела жертвы в ниндзюцу, гэндзюцу заключается[4]  в манипулировании потоком чакры в мозгу жертвы, тем самым нарушая его восприятие окружающего пространства. Таким образом можно заставить человека думать, что ему причиняют боль, хотя на самом деле это не так. Поскольку средства наложения гэндзюцу ориентированы именно на высокоорганизованныйй мозг (человека или крупного животного), то это делает практически невозможным манипуляции насекомыми, что даёт определённое преимущество тем, кто с ними обращается, к примеру, клану Абурамэ.
Какаси Хатакэ, попавший в гэндзюцу Итати Утихи: ему кажется, что он — сгорающий листок бумаги.

Способы наложения гэндзюцу различны:

    * Точечное вливание собственной чакры в тело жертвы.
    * Звуковые вибрации (как у Таюи), позволяющие ниндзя находиться вне поля зрения своей жертвы.
    * Воздействие додзюцу, к примеру бьякугана или шерингана (у членов клана Утиха и Хьюга).

Также различны и способы нейтрализации гэндзюцу:

    * Остановка собственно потока чакры (т. н. Остановка Гэндзюцу (яп. 幻術解 Гэндзюцу Кай?)).
    * Соратник попавшего в иллюзию должен насильно впустить ему в организм свою чакру.
    * Преодоление техники с помощью сярингана. (Этот способ возможен только для членов клана Утиха, а также тех, кому сяринган был пересажен)
    * Длительная тренировка способностей собственного обычного глаза (не додзюцу). По словам Дэйдары он научился противостоять гэндзюцу, долгое время общаясь с Итати.
    * Каким-либо образом помещать созданию гэндзюцу. К примеру Майто Гай оказавшись перед Итати, когда тот вместе с Кисамэ посетил Коноху, просто не смотрел ему в глаза, а действия противника оценивал по движению ног.

Стоит заметить, что эффективность как способов наложения, так и способов снятия гэндзюцу зависит от силы ниндзя, выполняющего это.

Ниндзютсу

Ниндзюцу (яп. 忍術?, досл. «Техники ниндзя») — общее именование любого дзюцу, предполагающего использование чакры и чаще всего сложение печатей, которое, в отличие от обычного человека, способен выполнить ниндзя. Супротив гэндзюцу, техники ниндзюцу наносят реальный, ощутимый вред.

Для его осуществления ниндзя помещает свои руки в определённые позиции, таким образом манипулируя своей чакрой посредством двух параметров:

   1. Форма трансформации (яп. 形態変化 Кэитай Хэнка?) — изменение формы и движения чакры, а также её количества.
   2. Природа трансформации (яп. 性質変化 Сэйсицу Хэнка?) — изменение свойств и других определяющий характеристик чакры.

Существует Пять элементов природы трансформации (яп. 五大性質変化 Годаи Сэйсицу Хэнка?), манипулируя которыми ниндзя может создавать те или иные ниндзюцу.
Основные стихии техник:

    * Стихия Огня (яп. 火遁 Катон?)
    * Стихия Ветра (яп. 風遁 Футон?)
    * Стихия Молнии (яп. 雷遁 Райтон?)
    * Стихия Земли (яп. 土遁 Дотон?)
    * Стихия Воды (яп. 水遁 Суитон?)

Также введены побочные стихии техник, образующиеся слиянием двух основных, с помощью кэккэй гэнкая:

    * Стихия Льда (яп. 氷遁 Хётон?) (Вода + Ветер) (представитель - Хаку)
    * Стихия Дерева (яп. 木遁 Мокутон?) (Вода + Земля) (представитель 1-й Хокаге, Ямато, Данзо)
    * Стихия Лавы (яп. 熔遁 Йотон?) (Земля + Огонь) (Мицукагэ)
    * Стихия Грозы (яп. 嵐遁 Рантон?) (Молния + Вода)
    * Стихия Пара (яп. 沸遁 Футтон?) (Вода + Огонь)
    * Стихия Песка (яп. 塵遁 Дзинтон?) (Земля + Ветер) (представитель - Гаара)

Тайдзюцу (яп. 体術 досл. «Техника тела»?) — особая форма дзюцу, не требующая использования чакры, и заключающаяся в применении боевых искусств без сложения ручных знаков. Тайдзюцу быстрее в использовании чем ниндзюцу или гэндзюцу, однако уступает им по силе. В некоторых случаях чакра может быть использования для усиления его эффекта — кланом Хюга для совершения дзюкэна, а Сакурой и Цунадэ для разрушительных ударов руками; тем не менее большинство экспертов «техники тела» редко к этому прибегают.

Киндзюцу (яп. 禁術 досл. «Запрещённая техника»?) — техники, запрещённые к изучению или использованию. Такие дзюцу относятся к A либо S рангам. Причины запрета могут быть различны, однако относятся к двум категориям:

    * Техника чрезвычайно вредна для использующего её. (К примеру открытие всех Восьми Врат может убить ниндзя, который это сделал.)
    * Техника нарушает законы природы либо человеческой нравственности

Хидзюцу (яп. 秘術 досл. «Секретная техника»?) — особые техники, знание которых передаётся из поколения в поколение в некоторых кланах. Подобные дзюцу известны лишь узкому кругу людей, которые гордятся ими и известны благодаря ним. Примерами хидзюцу служат теневые техники клана Нара, а также способность содержать в своём теле насекомых клана Абурамэ.

Кэккэй гэнкай (яп. 血継限界 досл. «Ограничение по крови»?) — генетически передающиеся и врождённые способности. Кэккэй гэнкай и связанные с ним дзюцу не могут быть скопированы лицом, изначально не владеющим ими, однако могут быть переданы кому-либо путём трансплантации части тела или органа, участвующего в выполнении этих техник. К этому типу также относятся и генетические мутации.
Примеры:

* Смешивание типов чакры.
* Додзютцу (Шеринган, Риннеган, Бьякуган)

Материал был взят Вот здесь!)